Денежные расчеты с использованием электронных платежных систем достаточно распространены, например они выполняются по продаже потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Существует множество различных способов оплаты товаров и услуг, в том числе и денежные расчеты с использованием электронных платежных систем. При этом электронные способы оплаты в свою очередь подразделяются на оплату с помощью электронных сервисов и электронных устройств.
Оплата с помощью электронных сервисов
Интернет – банкинг - это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, а также доступ к счетам и операциям (по ним), предоставляющийся в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет.
Преимущества:
- выполнение любых операций в онлайн-режиме (оплата мобильной связи, Интернет, телевидения, услуг ЖКХ, налогов, штрафов ГИБДД, квитанций детских садов и др.);
- отсутствие необходимости обращаться в банк, это существенно экономит время клиента данной услуги;
- более низкая комиссия за обслуживание операций в личном кабинете, чем через банковскую кассу, а некоторые платежи производятся без комиссии;
- отсутствие очередей и ожидания;
- возможность сделать денежный перевод через интернет банк, ходить на почту не придется;
- быстрота выполнения операций;
- счета контролируются круглосуточно;
Недостатки:
- технический сбой или ошибка при онлайн обработке платежа;
- «заражение» устройства компьютерным «вирусом» и др.
Для доступа необходимо:
- банковский счет (вклад);
- устройства для доступа в интернет;
- доступ к сети интернет;
- зарегистрироваться, получив логин и пароль.
Возможны два способа регистрации:
- выдача пары логин-пароль банковским сотрудником в отделении при получении карты
- самостоятельная онлайн-регистрация на сайте банка. Потребуется ввести номер платёжной карточки, и, возможно, другую информацию (паспортные данные, кодовое слово), после чего банк вышлет на ваш сотовый телефон подтверждающее смс-сообщение (его необходимо ввести в соответствующем поле на сайте) и после успешной проверки вам придёт логин и пароль от личного кабинета.
Особенность такого способа оплаты заключается в том, что необходимо указывать только действующий мобильный телефон. На него будут приходить смс-подтверждения выполняемых операций, а также пароли, необходимые для входа в систему оплаты.
«Виртуальные счета» - это виртуальные платежные средства, принимающие участие в расчетах между пользователями сети интернет (например, Яндекс. Деньги, MoneyMail, QIWI; RBK Money; PayPal; WebMoney и др).
Преимущества:
- для совершения покупок не надо выходить из дома;
- сохранность денег от потери и воровства;
- бесплатное обслуживание электронного кошелька;
- срок пользования кошельком не ограничен временем;
- удобство пополнения счета: терминалы, банк, платежные карты и др.
- конвертация и перевод денег.
Недостатки:
- не все интернет - магазины принимают электронные деньги;
- для пользования кошельком потребуется выход в интернет и др.
Открытие электронного кошелька
Для этого необходимо заполнить анкету, указав личные данные и номер телефона. Изначально клиент получает анонимный доступ к платежам в системе, но для перехода на более высокий уровень и получения доступа ко всем возможностям системы необходимо пройти идентификацию. Дополнительно можно привязать к кошельку свою банковскую карту.
Оплата с помощью электронных устройств
Банкомат - это аппарат, предназначенный для приема и выдачи денежных средств с помощью платежной карты, а также для проведения операций по безналичным платежам и оплатам. Удобное меню позволяет быстро совершать любые действия с картой и получать чеки с информацией о проведенных операциях.
Преимущества:
- возможность оплатить самые необходимые услуги: ЖКК, пополнить счет мобильного, оплатить заказ через интернет, погасить задолженность по кредиту;
- доступность: банкоматы практически встречаются на каждом шагу: в метро, в магазинах, на заправке и т.д.;
- чаще банкоматы принимают карты, как своего банка, так и другого за минимальную комиссию и др.
Недостатки:
- сбои: например, зачислил сумму меньше чем внесена, либо выдал сумму меньше чем указана в чеке;
- удерживает банковскую карту;
- риск мошенничества: ни одна программа не застрахована от взлома, потенциальная прибыль для мошенников очевидна и очень привлекательна и др.
Обязательное условие для пользования банкоматом – наличие пластиковой карты и ПИН-кода для авторизации в системе.
Платежный терминал - это устройство обеспечивающее приём платежей от физических лиц в режиме самообслуживания. Контроль за работой можно производить через интернет.
Преимущества:
- приема платежей за услуги мобильной связи, коммунальные услуги, Интернет-провайдеров и т.д.;
- пополнения лицевых счетов в платёжных системах, счетов банковских карт и др.
Недостатки:
- возможное взимание комиссии за совершение операции;
- зачисление суммы меньше чем внесена ;
- внесенный платеж не поступил на счет;
- платежный терминал не выдает наличные и др.
POS-терминал - это электронное программно-техническое устройство для приема к оплате платежных карт, оно может принимать карты с чипом, магнитной полосой и бесконтактные карты, а также другие устройства, имеющие бесконтактное сопряжение.
Преимущества:
- быстрая оплата путем ввода банковской карты в терминал и набора пин-кода карты, либо бесконтактным способом путем поднесения карты или мобильного телефона с функцией бесконтактной оплаты к экрану терминала.
Недостатки:
- невозможность терминала установить соединение с банком после совершения платежа (в этом случае терминал должен выдать чек с указанием на отказ в оплате товара).
Обязательное условие для пользования – наличие пластиковой карты и ПИН-кода.
Рекомендации потребителям- пользователям электронных платежей и переводов:
- обязательно подключить услугу смс - информирования выполняемых операций;
- в случае спорного перевода денежных средств, в течение 48 часов обратитесь в банк с письменным заявлением о несогласии с переводом;
- обязательно сохранять чек из банкомата, подтверждающий выполнение операций по оплате товаров, работ или услуг;
- не проводить повторный платеж без получения подтверждения об отказе в платеже;
- в случае «зависания» банкомата (удерживания карты, не выдачи денежных средств либо зачисление их в меньшем размере), немедленно сообщать об этом по телефону поддержки, указанному на устройстве, а также заблокировать карту;
- записать номер телефона «горячей линии» поддержки клиентов банка в свой мобильный телефон или в записную книжку;
- не совершать оплату товаров (услуг) путем перевода денежных средств на личный счет продавцов (исполнителей);
- никому не передавать сведения о логине, пароле, кодовом слове, ключевом запросе и других способах идентификации, предусмотренных в системе;
- внимательно смотреть на поле адреса сайта, где проходит оплата, в начале строки на защищенных ресурсах стоит значок замка;
- систематически проверять защиту своего ноутбука, планшета, компьютера и смартфона на наличие вирусов и вредоносных программ;
- никому не озвучивать и не пересылать код, который высылает платежная система для подтверждения оплаты;
- если появились опасения о мошенничестве, обращаться в службу техподдержки или отдел безопасности платежной системы.